Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Группа в ВКГруппа в одноклассниках

Приемная директора
Приемная комиссия
+7 (3822) 529-655
+7 (3822) 528-385
Приемная директора
+7 (3822) 529-655
Приемная комиссия
+7 (3822) 528-385

Елкин Максим Евгеньевич

Преподаватель истории


Мое педагогическое кредо - «Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика» (Конфуций)

Учитель в той же степени, что и ученик, в первую очередь, является индивидуальностью. Самым важным явлением в образовательном учреждении, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам преподаватель.

Отношу себя к педагогам-реалистам, которые разбираются в многоплановом мире вещей и людей, тонко чувствуют настроение ребят, а также не только уважают, но и в некоторых случаях разделяют интересы каждого.

Считаю, что междисциплинарный подход, а именно использование аналогий из разных дисциплин, позволяет не только лучше объяснить научные проблемы, которые стоят перед студентами, но также и доказать им необходимость тех или иных знаний в практике.


Мой педагогический опыт.

Происходящие в настоящее время изменения в мире привели к изменениям в образовании и коснулись, в частности, роли учителя. Учитель эволюционировал от оракула, истины в одной инстанции, говорящей головы, до наставника, помощника.

Важной стратегической задачей модернизации российского образования я считаю воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

От успешности ученика – к успешной личности, таковы требования времени.

Сам термин «личностно-ориентированный подход» появился сравнительно недавно, когда заговорили о принципиально новом отношении между учителями и учениками в школах. Тогда было предположение, что «важно создать ситуацию успеха на уроке». Одним из путей достижения этого видится создание богатого, развивающего воображение материала. При этом отмечается, что одной из трагедий существующей системы обучения является то, что в ней в качестве основного признается только интеллектуальное развитие, без учета развития личности человека.

Лично я могу выделить основные установки учителя, который работает в рамках личностно-ориентированного подхода, среди которых:

  • открытость учителя межличностному общению с учащимися
  • внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, его возможностях и способностях
  • видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, его глазами.

Таким образом основной задачей педагога становится помощь учащемуся в его личностном росте.

Для выполнения вышеназванной установки, педагог должен выстроить такую атмосферу на занятии, которая бы соответствовала следующим принципам:

  • Демонстрация полного доверия к ученикам.
  • Учитель признает уникальность каждого ученика.
  • Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека.
  • Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений.
  • Помощь учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности
  • Развитие внутренней мотивации к обучению.

Мой недолгий педагогический опыт позволяет сделать вывод, что в «развитии внутренней мотивации к обучению», и формировании «возможностей для ученика видеть свой рост» заключаются 65–80% успешности педагогической деятельности.

Для себя я отметил, что наиболее трудным является именно процесс объяснения ученику, для чего ему нужно изучение предмета. Особенно, когда дело касается настолько гуманитарной дисциплины, как история. Если у естественно-научной или социально-гуманитарной дисциплины достаточно просто получается выстроить взаимосвязь с использованием результатов обучения в повседневной жизни, то прикладной характер исторической науки человеку, не интересующемуся ей, объяснить крайне сложно.

Студенты часто озадачивают меня своей прямолинейностью: «Зачем нам учить историю?», «Где она мне пригодится?» В начале своего педагогического пути такие вопросы ставили меня перед тяжелым выбором, от которого и зависело отношение субъекта обучения к предмету. На мой взгляд, я мог либо подтвердить статус «Истории», как бремени, которым система облагает ученика, сказав: «Как в Министерстве образования придумали, так и делайте, если хотите получить образование», либо выдумывать сложную взаимосвязь между знанием истории и будущей профессией ученика, приукрасив свое объяснение красочными эпитетами о значимости исторической памяти, добавив немного патриотического воспитания.

Обе этих крайности, мне показались неподходящими моему видению учебного процесса и отношения как моего, так и студенческого к дисциплине. Поэтому я решил придумать третий вариант – спросить у самого студента, как он считает, почему история как наука так долго живет и развивается, и почему так много людей стремятся ее изучать. И на любое объяснение я продолжал задавать один и тот же вопрос: «А зачем нам это все?». И на удивление, практика показала, что ученики, в отличие от учителя, стремятся не усложнить цель изучения предмета, а разжевать ее до самой просто формулировки. Так мы и пришли к идеальному ответу на поставленный вопрос, который удовлетворил всех: «Чтобы не совершать ошибок прошлого».

Таким образом, главной целью в преподавании истории, я считаю возможность показать прикладную сторону предмета, его взаимосвязь с современностью и происходящими вокруг нас процессами.



У исторической науки за весь период существования сформировался образ одного из наискучнейших занятий. Я готов частично согласиться с таким утверждением, ведь, изучая данную дисциплину, приходится вычитывать и анализировать огромные объемы информации, находящейся в различных учебниках, методических материалах, научных статьях и т.д. Авторов таких исследований в последнюю очередь заботит сам тип подачи материала, ведь основное внимание уделяется аналитическому и фактическому наполнению. Естественно, студент, не интересующийся историей, читая такие работы, не может сформировать полноценную картину описываемых событий. Для таких вещей необходима визуализация. И здесь, как ни странно, на помощь преподавателю и обучающемуся в «подогреве» интереса к изучению прошлого может прийти кинематограф. Соглашусь, что в подавляющем большинстве случаев так называемые фильмы, основанные на исторических событиях, пренебрегают этим самым «историзмом» и достоверностью в пользу зрелищности. Однако есть ряд произведений, которые являются максимально сбалансированными в плане соотношения аутентичности и того уровня фикции, который позволит удержать человека у экрана, и которые я хотел бы представить. Сразу оговорюсь, что я рассматриваю данные картины, только в качестве дополнительного материала для обучения, а никак не основы.

(1 часть)

Фильмы расположены в хронологическом порядке относительно времени описываемых событий в истории:


  1. «Рим» (2005–2007) – сериал, посвященный периоду бурного перехода от Римской республики к самодержавной империи, времени гражданской и завоевательной войн. Очень аутентично показан не только быт жителей «древнего города», но и особенность политического строя Римского государства обоих периодов.
  2. «Викинги» (2013–2020) – сериал не является строго историческим и вольно интерпретирует скандинавские саги о набегах викингов на англосаксонскую Британию, Западно-Франкское королевство и другие земли. Нестрогость «Викингов» заметна по несоответствию многих дат и совмещению исторических личностей, живших в разные временные периоды. Однако достойно уважения то внимание, которое авторы уделили на воссоздание аутентичности столь древнего общества.
  3. «Монгол» (2007) — кинофильм о становлении великого правителя и полководца Темуджина, который в России больше известен как Чингисхан.
  4. «Царство небесное» (2005) – фильм повествует об исторических событиях, предшествовавших Третьему крестовому походу 1189—1192 годов: войне между Иерусалимским королевством и Айюбидами и осаде Иерусалима Саладином (1187). Удачно показана сама специфика общества крестоносцев и основные причины заката данного явления.
  5. «Апокалипсис» (2006) – действие фильма о жизни индейцев майя происходит в Центральной Америке на полуострове Юкатан в начале XVI века, до прихода европейцев и начала колонизации.


Фильмы часть 2

  1. «Семь самураев» (1954) – работа уже ставшего легендарным японского режиссера Куросава Акира, является одной из наиболее проработанных картин о средневековом обществе Японии и особенностях феодальных отношений этой страны в период раздробленности (Сенгоку).
  2. «Молчание» (2016) – еще одна картина о Японии 17 века, посвященная периодам распространения христианства и последующих гонений на верующих, в которой также подробно отражена специфика японского общества, только уже через призму духовной жизни.
  3. «Черные паруса» (2014–2015) – сериал о Золотом веке пиратства 1715–1720 года, хоть и нельзя назвать достоверным с исторической точки зрения, но сама суть и особенность данного явления показана более чем наглядно.
  4. «Патриот» (2000) – фильм, посвященный ключевому периоду в истории становления американского государства – Войне за независимость (1775 – 1783 гг.).
  5. «12 лет рабства» (2013) – основанный на реальной биографии бывшего раба Соломона Нортапа фильм показывает всю проблему такого явления, как рабовладение не глазами стороннего наблюдателя, а изнутри.
  6. «Линкольн» (2012) – байопик, посвященный освещению политической жизни одного из самых значимых для американской истории президентов Авраама Линкольна. В фильме очень детально показан один из самых ключевых этапов становления американской государственности – постепенная отмена рабства и завершение гражданской войны с точки зрения непосредственного участника.
  7. «Последний самурай» (2003) – отличный фильм для знакомства с культурой Японии и философией самураев, в период своего фактического угасания как общественного класса во время Реставрации Мэйдзи и войны Босин. Основан на жизни реальных исторических личностей.
  8. «Ганди» (1982) – фильм рассказывает о жизни Махатмы Ганди — лидера и идеолога движения ненасильственного сопротивления против британского колониального владычества в Индии в первой половине XX века. Очень точно передана сама суть колониальной эпохи и отношений Британской империи к своим колониям, а также тяжелый и долгий путь Индии к независимости.



Говорить о фильмах, описывающих события ХХ века, можно очень и очень долго. Сам по себе расцвет кинематографа, как и начало «конвейерного» производства кинолент, приходятся на данный период. И естественно, в первую очередь, объектами для съемок становится окружение человека. Почему же интерес к фильмам про последний век второго тысячелетия, не угасает со временем?

Ответ очевиден: именно в данный промежуток человечество пережило одни из наиболее ключевых и переломных событий, значение которых для истории нельзя не оценить. Начиная с обеих мировых войн и уникального в своем характере периода «холодной войны», заканчивая резкими прорывами в научно-технической и естественно-научной сферах. В представленном продолжении списка фильмов, основанных на исторических событиях, указана мизерная доля от того, что доступно к просмотру. Данная выборка сделана исключительно в целях сокращения материала и ни в коем случае не означает, что все остальные фильмы не достойны внимания.


1. «1917» (2019) – один из лучших, если не самый выдающийся фильм о событиях менее популярной для экранизации мировой войны, Первой. И если сама по себе история, представленная на экране, является фикцией, то антураж и не меньшая по сравнению со Второй мировой войной жестокость и глупость данного конфликта, переданы максимально наглядно.

2. «Король говорит!» (2010) – байопик о правлении короля Великобритании Георга VI интересен для нас, в первую очередь, не историей личной жизни английского монарха, а тем, как точно передан облик Европы в период завязки и медленного приближения Второй мировой войны.

3. «По соображениям совести» (2016), «Письма с Иводзимы» (2006), «Ярость» (2014), «Спасти рядового Райана» (1998) – одни из самых детализированных фильмов о Второй мировой войне. Подобные фильмы лишний раз наглядно показывают зрителю всю жестокость и бессмысленность войн.

4. «Пианист» (2002) – еще одна лента о тяжелой жизни людей во время войны. Особенностью является здесь то, что ужасы войны показываются не через поля сражений, а через события в тылу. Конкретно в данном фильме отражена судьба простого народа государства, которое самым первым пострадало от агрессии Третьего Рейха – Польши.