Преподаватель истории
Мое педагогическое кредо - «Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика» (Конфуций)
Учитель в той же степени, что и ученик, в первую очередь, является индивидуальностью. Самым важным явлением в образовательном учреждении, самым поучительным предметом для наблюдения, самым живым примером для ученика является сам преподаватель.
Отношу себя к педагогам-реалистам, которые разбираются в многоплановом мире вещей и людей, тонко чувствуют настроение ребят, а также не только уважают, но и в некоторых случаях разделяют интересы каждого.
Считаю, что междисциплинарный подход, а именно использование аналогий из разных дисциплин, позволяет не только лучше объяснить научные проблемы, которые стоят перед студентами, но также и доказать им необходимость тех или иных знаний в практике.
Мой педагогический опыт.
Происходящие в настоящее время изменения в мире привели к изменениям в образовании и коснулись, в частности, роли учителя. Учитель эволюционировал от оракула, истины в одной инстанции, говорящей головы, до наставника, помощника.
Важной стратегической задачей модернизации российского образования я считаю воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
От успешности ученика – к успешной личности, таковы требования времени.
Сам термин «личностно-ориентированный подход» появился сравнительно недавно, когда заговорили о принципиально новом отношении между учителями и учениками в школах. Тогда было предположение, что «важно создать ситуацию успеха на уроке». Одним из путей достижения этого видится создание богатого, развивающего воображение материала. При этом отмечается, что одной из трагедий существующей системы обучения является то, что в ней в качестве основного признается только интеллектуальное развитие, без учета развития личности человека.
Лично я могу выделить основные установки учителя, который работает в рамках личностно-ориентированного подхода, среди которых:
Таким образом основной задачей педагога становится помощь учащемуся в его личностном росте.
Для выполнения вышеназванной установки, педагог должен выстроить такую атмосферу на занятии, которая бы соответствовала следующим принципам:
Мой недолгий педагогический опыт позволяет сделать вывод, что в «развитии внутренней мотивации к обучению», и формировании «возможностей для ученика видеть свой рост» заключаются 65–80% успешности педагогической деятельности.
Для себя я отметил, что наиболее трудным является именно процесс объяснения ученику, для чего ему нужно изучение предмета. Особенно, когда дело касается настолько гуманитарной дисциплины, как история. Если у естественно-научной или социально-гуманитарной дисциплины достаточно просто получается выстроить взаимосвязь с использованием результатов обучения в повседневной жизни, то прикладной характер исторической науки человеку, не интересующемуся ей, объяснить крайне сложно.
Студенты часто озадачивают меня своей прямолинейностью: «Зачем нам учить историю?», «Где она мне пригодится?» В начале своего педагогического пути такие вопросы ставили меня перед тяжелым выбором, от которого и зависело отношение субъекта обучения к предмету. На мой взгляд, я мог либо подтвердить статус «Истории», как бремени, которым система облагает ученика, сказав: «Как в Министерстве образования придумали, так и делайте, если хотите получить образование», либо выдумывать сложную взаимосвязь между знанием истории и будущей профессией ученика, приукрасив свое объяснение красочными эпитетами о значимости исторической памяти, добавив немного патриотического воспитания.
Обе этих крайности, мне показались неподходящими моему видению учебного процесса и отношения как моего, так и студенческого к дисциплине. Поэтому я решил придумать третий вариант – спросить у самого студента, как он считает, почему история как наука так долго живет и развивается, и почему так много людей стремятся ее изучать. И на любое объяснение я продолжал задавать один и тот же вопрос: «А зачем нам это все?». И на удивление, практика показала, что ученики, в отличие от учителя, стремятся не усложнить цель изучения предмета, а разжевать ее до самой просто формулировки. Так мы и пришли к идеальному ответу на поставленный вопрос, который удовлетворил всех: «Чтобы не совершать ошибок прошлого».
Таким образом, главной целью в преподавании истории, я считаю возможность показать прикладную сторону предмета, его взаимосвязь с современностью и происходящими вокруг нас процессами.
У исторической науки за весь период существования сформировался образ одного из наискучнейших занятий. Я готов частично согласиться с таким утверждением, ведь, изучая данную дисциплину, приходится вычитывать и анализировать огромные объемы информации, находящейся в различных учебниках, методических материалах, научных статьях и т.д. Авторов таких исследований в последнюю очередь заботит сам тип подачи материала, ведь основное внимание уделяется аналитическому и фактическому наполнению. Естественно, студент, не интересующийся историей, читая такие работы, не может сформировать полноценную картину описываемых событий. Для таких вещей необходима визуализация. И здесь, как ни странно, на помощь преподавателю и обучающемуся в «подогреве» интереса к изучению прошлого может прийти кинематограф. Соглашусь, что в подавляющем большинстве случаев так называемые фильмы, основанные на исторических событиях, пренебрегают этим самым «историзмом» и достоверностью в пользу зрелищности. Однако есть ряд произведений, которые являются максимально сбалансированными в плане соотношения аутентичности и того уровня фикции, который позволит удержать человека у экрана, и которые я хотел бы представить. Сразу оговорюсь, что я рассматриваю данные картины, только в качестве дополнительного материала для обучения, а никак не основы.
(1 часть)
Фильмы расположены в хронологическом порядке относительно времени описываемых событий в истории:
Фильмы часть 2
Говорить о фильмах, описывающих события ХХ века, можно очень и очень долго. Сам по себе расцвет кинематографа, как и начало «конвейерного» производства кинолент, приходятся на данный период. И естественно, в первую очередь, объектами для съемок становится окружение человека. Почему же интерес к фильмам про последний век второго тысячелетия, не угасает со временем?
Ответ очевиден: именно в данный промежуток человечество пережило одни из наиболее ключевых и переломных событий, значение которых для истории нельзя не оценить. Начиная с обеих мировых войн и уникального в своем характере периода «холодной войны», заканчивая резкими прорывами в научно-технической и естественно-научной сферах. В представленном продолжении списка фильмов, основанных на исторических событиях, указана мизерная доля от того, что доступно к просмотру. Данная выборка сделана исключительно в целях сокращения материала и ни в коем случае не означает, что все остальные фильмы не достойны внимания.
1. «1917» (2019) – один из лучших, если не самый выдающийся фильм о событиях менее популярной для экранизации мировой войны, Первой. И если сама по себе история, представленная на экране, является фикцией, то антураж и не меньшая по сравнению со Второй мировой войной жестокость и глупость данного конфликта, переданы максимально наглядно.
2. «Король говорит!» (2010) – байопик о правлении короля Великобритании Георга VI интересен для нас, в первую очередь, не историей личной жизни английского монарха, а тем, как точно передан облик Европы в период завязки и медленного приближения Второй мировой войны.
3. «По соображениям совести» (2016), «Письма с Иводзимы» (2006), «Ярость» (2014), «Спасти рядового Райана» (1998) – одни из самых детализированных фильмов о Второй мировой войне. Подобные фильмы лишний раз наглядно показывают зрителю всю жестокость и бессмысленность войн.
4. «Пианист» (2002) – еще одна лента о тяжелой жизни людей во время войны. Особенностью является здесь то, что ужасы войны показываются не через поля сражений, а через события в тылу. Конкретно в данном фильме отражена судьба простого народа государства, которое самым первым пострадало от агрессии Третьего Рейха – Польши.